Меню сайта

«Блокада Ленинграда»


Урок-диспут по теме: «Блокада Ленинграда»

Цель: дать учащимся представление о стойкости и мужестве ленинградцев в дни блокады.

Задачи:

Образовательные: объяснить понятие «блокада», познакомить с жизнью блокадного города; привести примеры мужества и стойкости ленинградцев; дать необходимые сведения об организации обороны Ленинграда, о военных действиях Советской армии.

Коррекционно - развивающие: развитие коммуникативных компетентностей, умения связно и развернуто излагать факты, объяснять события на основе нескольких источников.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать гордость за свое Отечество.

Тип урока: Комбинированный

Ход урока.

I. Орг. момент.

II.Повторение пройденного

Какую тему изучали на прошлом уроке?

Чтобы проверить, как вы усвоили материал прошлого урока, я предлагаю провести блиц - турнир

Блиц - турнир.

Вопросы блиц - турнира.

- Когда началось наступление на Москву?

- Как называлась операция по захвату Москвы?

- Кто руководил ГКО?

- Какое новое оружие появилось на фронтах войны?

- Каков главный результат победы советских войск под Москвой?

III. Актуализация знаний учащихся. Сообщение темы урока

Слайд№1

Одновременно с битвой под Москвой немецкие войска начали крупное наступление на Ленинград и сегодня тема урока «Блокада Ленинграда»

Откройте тетради, запишите тему урока

Словарная работа

Как вы понимаете слово блокада?

Блокада - кольцо окружения города группировкой противника. (Записать слово в словарь)

IV. Изучение нового материала

Слайд№2

Перед вами план урока, прочитайте его про себя, мы будем обращаться к плану во время урока, и когда вы будете готовить домашнее задание, вы тоже будете опираться на этот план, поэтому давайте запишем его в тетрадь.

 

План:

1.Планы Гитлера

2.Начало блокады

3.Жизнь ленинградцев во время войны

4.Прорыв блокады

5.Потери во время блокады

Рассказ учителя

Слайд №3

Несмотря на героическое сопротивление наших войск, фашисты вышли к Неве, перерезав железную дорогу, связывающую Ленинград со страной. Фашисты подошли так близко, что могли рассматривать Ленинград в бинокль.

Почему Гитлер хотел разрушить Ленинград? Чтобы ответить на этот вопрос, откройте учебник на стр. 204, найдите второй абзац (для СССР с падением Ленинграда «может наступить полная катастрофа»).

Да, ребята, фашисты говорили, что Москва – сердце России, а Ленинград ее душа, и как человек не может жить без души, так и страна потеряет боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому Гитлер принял решение стереть город Ленинград с лица земли. (Приказ начальника германского военно - морского штаба)

Слайд №4

Мощная группировка немецких войск под названием «Север» продвигалась с боями к Ленинграду. 8 сентября 1941 года враг захватил все подступы к Ленинграду. Советские войска вынуждены были под натиском противника отступить за реку Неву и Ладожское озеро. Город оказался в кольце окружения. Началась блокада Ленинграда

12 сентября 1941 – прибытие в Ленинград Жукова

Первые решения Военного совета под руководством Жукова - Ленинград защищать до последнего человека. Не Ленинград боится смерти, а смерть боится Ленинграда – вот лозунг момента.

Начались ежедневные артиллерийские обстрелы и бомбежки. Днем фашисты обстреливали Ленинград из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали фугасные и зажигательные бомбы. Рушились жилые здания, школы, больницы, музеи.

Но не только это стало причиной тяжелого положения ленинградцев. Найдите еще одну причину в учебнике на стр.204 (были разрушены Бадаевские склады с продовольствием).

Слайд №5

Немцы пытались прорваться в Ленинград и непрерывно атаковали советские войска. Шли кровопролитные бои за каждый метр. Сотни солдат погибли под обстрелом вражеской артиллерии. На помощь им в городе стали формироваться отряды ополченцев. Все ленинградцы, кто способен был держать оружие в руках, вышли на защиту города.

 

 

Слайд №6

С каждым днем в городе таяли запасы продовольствия. Рабочие получали в день всего по 250 г хлеба, а служащие, иждивенцы и дети – по 125г. Зимой 1941 - 1942 годов в городе не было топлива и электроэнергии. Замерзли водопровод и канализация. За водой для питья приходилось ходить на набережную Невы, спускаться на лед и делать проруби, потом под обстрелом доставлять воду домой. Смерть входила во все дома. Много ленинградцев погибло. Положение в городе стало катастрофическим.

V. Подготовка к диспуту (работа в группах)

- Велик соблазн «выполнить работу над ошибками» за тех, кто руководил обороной Ленинграда и поэтому разделяет ответственность за гибель сотен тысяч ленинградцев. Однако, не отрицая необходимости объяснения случившегося и выяснения существовавших альтернатив, все же следует подчеркнуть, что важнейшей основой работы должен оставаться принцип историзма, т. е. рассмотрение всего комплекса вопросов в контексте реалий военных месяцев 1941 г., а также во взаимосвязи с довоенным периодом. Сейчас, работая в группах, мы попытаемся с вами выдвинуть альтернативные действия ленинградского руководства, в качестве которого вы выступите сами.

Я разделил вас на минигруппы, каждая из которых будет отвечать за важнейшие направления деятельности ленинградского руководства.

Слайд №7

Нарком торговли СССР - Кашицын Е.

Наркомат путей сообщения - Орлов Д., Бубенцов К.

Смольный - Мараховский Ф., Кочукова А.

Всем вам необходимо ответить на три вопроса:

1.Проблема обеспечения национальной безопасности.

2.Мобилизация и использования ограниченных ресурсов.

3.Информация о положении на фронте и в стране в целом.

Вывод: (учащиеся докладывают о принятых решениях, в ходе которых и осуществляется диспут).

-Непросто принимать серьезные решения!

Слайд№8-13

Именно тогда ГКО принял решение проложить дорогу в город по льду Ладожского озера. Эту дорогу стали называть дорогой жизни.

900 дней и ночей продолжалась блокада Ленинграда. Тысячи людей погибли под артиллерийским обстрелом, умерли от голода и холода. Но, несмотря на все трудности, ленинградцы выстояли и выжили. В тяжелейших условиях жизнь в Ленинграде продолжалась.

Слайд№14

В городе во время блокады продолжали работать заводы, выпускавшие продукцию для фронта.

Слайд №15 Дети продолжали ходить в школу.

Слайд№16 Жители города читали книги, играли в футбол. В городе работало радио, которое передавало последние сводки с фронта и другую важную информацию.

Слайд №17 Большой популярностью пользовалась симфоническая музыка

Слайд №18

Одной из главных задач войск Ленинградского фронта зимой 1942-43 года был прорыв фронта противника вдоль побережья Ладожского озера. Разработку операции проводил маршал К.Е. Ворошилов и генерал Г.К.Жуков. Наступление началось утром 12 января. В результате успешных действий бойцов Ленинградского и Волховского фронтов был освобожден участок побережья озера 8-10 км. Так было разорвано кольцо блокады. В образовавшемся коридоре шириной всего 8-11 км началось бесперебойное снабжение Ленинграда продовольствием, сырьем для промышленных предприятий, вооружением для его защитников. Была в неимоверно короткий срок построена железная дорога, по которой пошел поток грузов. Но окончательно блокада прорвана была только в январе 1944 года – через год.

Слайд №19

Город выстоял и победил, но эта победа досталась дорогой ценой!

Слайд№20

Тысячи ленинградцев лежат на Пискарёвском кладбище в братских могилах. Это самое крупное кладбище в мире. По обе стороны от вечного огня тянутся могильные холмы. У каждого холма гранитный блок с датой: 1941, 1942,1943,1944.

VI. Домашнее задание: Прочитать текст учебника, стр. 204-205; подготовить ответы на вопросы

VII.Итог урока Слайд№21

(скачать материалы к уроку)

Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz