Универсальные умения и навыки исследовательского поиска необходимы не только тем, чья жизнь связана с научной деятельностью, но это необходимо каждому человеку. Исследовательское поведение в современном мире рассматривается не как узкоспециализированная деятельность, характерная для небольшой группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме в любой сфере деятельности. И даже шире – как стиль жизни современного человека. Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования. Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. В педагогической психологии и педагогике есть специальный термин «исследовательское обучение». Главная цель курса по истории «Проектная деятельность» - формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой деятельности. Ребенок – исследователь по своей природе. И можно выделить основные качества, характерные для исследователя:
любознательность, способность видеть проблему, оригинальность мышления, гибкость и продуктивность мышления, легкость ассоциирования, высокая концентрация внимания, отличная память, способность к оценке свих действий.
Проектно-исследовательская деятельность - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности.
Основным отличием учебной проектно-исследовательской деятельности от научной является то, что в результате ее учащиеся не производят новые знания, а приобретают навыки исследования как универсального способа освоения действительности. Развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция школьника.